Профилактика

ШАГИ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - СОВЕТЫ для РОДИТЕЛЕЙ

1.     Уважаемые родители, регулярно напоминайте Вашему ребенку простые правила безопасного поведения. Убедитесь, что ребенок правильно всё понял. Не запугивайте его страшными рассказами - если в памяти останется только страх, это лишит ребенка способности правильно реагировать в опасных обстоятельствах.

2.     Выучите с ребенком наизусть домашний адрес, номера для связи
с Вами и соседями.

3.     Научите ребенка всегда ставить Вас в известность, куда
он идет, оставлять телефон для связи, сообщать о прибытии,
не задерживаться на улице до темноты.

4.     Обязательно снабдите одежду Вашего ребенка светоотражающими элементами для того, чтобы ребенок был заметен водителям в темное время суток. Никогда не подписывайте вещи ребенка его именем
на видных местах, злоумышленники могут воспользоваться этой информацией.

5.     Следите, чтобы Ваш ребенок не пользовался сомнительной литературой и видеопродукцией. Ограничьте и сделайте подконтрольным общение ребенка в Интернете.

6.     Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли.

7.     Придумайте секретный пароль  -  кодовое слово, которое будете использовать для распознавания друзей и для обозначения опасности.

8.     Объясните в доступной форме, что если посторонний человек попросит у Вашего ребенка помощи, предложит проводить (при этом предлагает конфету, подарок и т.д.), скажет, что он друг родителей или учителей, то ребенку не следует ничего принимать, не разговаривать, обратиться к знакомым взрослым или полицейским, попытаться уйти
и при преследовании идти в людное место, а в случае опасности громко кричать «НЕТ!», «ЭТО НЕ МОЯ МАМА (ПАПА)!».

9.     Предупредите, что нельзя входить вместе с незнакомыми людьми
в подъезд или лифт, открывать им дверь квартиры или садиться
к незнакомцам в машину.

10. Если незнакомец все-таки зашел в лифт, объясните, что нужно нажимать кнопку ближайшего этажа, не стоять спиной к незнакомцу
и наблюдать за его действиями, а если двери лифта открылись,
то нужно выскочить на площадку, позвать жильцов дома на помощь. Оказавшись в безопасности - немедленно позвонить в полицию, сообщить что произошло, точный адрес, а также приметы
и направление, куда ушел нападавший.

11. Расскажите, что ни в коем случае нельзя трогать никакие предметы, найденные на улице, даже если это игрушки или телефон. Нужно сообщить о своей находке сотрудникам полиции или взрослым.

 Объясните, что полицейский всегда придёт на помощь и убережет
 от неприятностей.

ПРАВИЛА для ЮНЫХ ПЕШЕХОДОВ


1.    Будь внимателен на улице! Используй светоотражающие элементы на одежде, рюкзаке, обуви. Не играй на проезжей части это категорически ЗАПРЕЩЕНО!

2.    Прежде чем сделать шаг на проезжую часть, чтобы перейти дорогу, убедись, что рядом нет движущихся транспортных средств.

3.    Переходи дорогу только по пешеходному переходу.

4.    Не выходи на дорогу в местах с ограниченным обзором проезжей части (из-за стоящего транспорта, забора, угла дома, кустов или деревьев).

5.    Переходи дорогу только на зеленый сигнал светофора. Красный и желтый сигналы ЗАПРЕЩАЮТ движение!

6.    При отсутствии пешеходного перехода переходи дорогу
в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны.

7.    Дорогу, где нет пешеходного перехода, в том числе во дворе, нужно переходить особенно внимательно, под прямым углом к проезжей части.

8.    На загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспорта по обочине.

9.    Обходить автобус, троллейбус и трамвай опасно как спереди, так и сзади! Дождись, когда он отъедет от остановки и дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны.

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ для ВЗРОСЛЫХ

 

(О том, что делать в случаях, когда насилие происходит в семье?)

 

 

1.     Уважаемые взрослые, к сожалению, иногда жизнь ребенка может превратиться в настоящий кошмар, если преступление совершают его близкие люди.

2.     Не будьте равнодушными, проявите внимание к маленьким гражданам. «Семейные» преступления чаще всего длятся
во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются
на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома.

3.     Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно испытывают чувство вины в происходящем и боятся презрения окружающих. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся. По этой причине такие преступления могут повторяться неоднократно.

4.     Права ребенка защищаются законом, для этого ребенок может обратиться в полицию.

5.     Если по каким-то причинам у несовершеннолетнего нет возможности пойти в полицию - он может позвонить по телефону доверия 8-800-2000-122, но ему обязательно нужна поддержка и помощь взрослых: мамы, друзей, хорошо знакомых соседей, учителей, которые также могут обратиться в полицию или на телефон доверия, чтобы защитить его права, пресечь преступление, обеспечить его безопасность.

6.     Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребенка один на один с ним, если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

7.     Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

8.     Если Вы знаете, что ребенок подвергается насилию, избиению
со стороны родителей, родственников, сожителей - немедленно сообщите об этом в полицию.



Жестоким обращением с детьми считают (педагогический энциклопедический словарь), умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения:

ü физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков;

ü сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли;

ü психическое (эмоциональное) насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.);

ü пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.

В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств. Мы согласны с такой трактовкой, а посему шлепки и другие виды телесных наказаний относим к жестокому обращению с ребенком.

Физические наказания помимо причинения боли унижают достоинство ребенка, запугивают его (особенно наказание совершенное родителем не в аффекте, а хорошо обдуманное и если ребенок был предупрежден заранее), показывают ему, что с помощью насилия можно управлять, подавляют его волю и желания.

Приведем несколько примеров, которые могут отразиться на развитии детей в будущем:

      1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного». Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).

5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным. Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

8. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

9. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.

10. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего малыша – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать? Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

11. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам. Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью.

Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль за поступками своего ребенка, которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки. Итог у таких методов воспитания в целом плачевен: подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям. Часто приходится слышать, что физически наказывают за серьезные проступки, но на самом деле почти все серьезные проступки имеют за собой психологическую причину. И не физическое наказание в этом случае, а поиск и устранение причины могут помочь. В этой ситуации как никогда важны доверительные отношения, а унизительное наказание их подорвет.

           Так же часто физически наказывают или угрожают наказать, если ребенок не делает чего-то, чего от него ожидают. Например, не ест или не делает уроки. Прием пищи, сопровожденный страхом и наказанием, может привести к серьезным психосоматическим проблемам. Уроки, сделанные под страхом наказания, не приводят к трудолюбию и познавательной деятельности. Проблему отсутствия мотивации наказанием не решить.

Многие родители спрашивают, как, если не наказанием, воспитывать ребенка и вырастить из него хорошего человека? Как привить ему нормы общества, в котором он живет? Как добиться от него помощи? В книге И. Млодик «Книга для неидеальных родителей» есть очень славная мысль на эту тему. Что воспитывать – бессмысленно. Потому что, если вы говорите ребенку об уважении старших, а при этом хамите теще, то ребенок никогда не будет старших уважать и ваши слова будут просто сотрясать воздух. А если вы сами уважительно относитесь к старшим, то и воспитывать не надо. Ребенок скопирует вас рано или поздно.

Бывает, что ребенок достал. Действительно достал. А мама устала и сорвалась. Что же делать? Извиниться. Извиниться именно за такую собственную реакцию и спокойно объяснить, какие действия ребенка так расстроили маму. Если не в ребенке было дело, а он просто под руку попался, тем более извиниться и объяснить свое состояние

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:

ü Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — (ст. 5.35 КоАП РФ).

ü Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

ü Семейный кодекс РФ гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54); право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56); лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69); немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

 

         Все мы выросли в семьях, не всегда в полных, благополучных. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

          Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом, но способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию как ребенка, так и других членов семьи.

          Эффективная помощь детям, другим членам семьи, пострадавшим от насилия в семье, не всегда совместима с применением правоохранительных мер в отношении родителей. Такая помощь может строиться на добровольном желании всей семьи исправить ситуацию. Но одного желания оказывается мало. Требуется поддержка и квалифицированное консультирование профессионалов — психологов, социальных педагогов, медиков, социальных работников и т. д.

          В заключение, следует отметить, что лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

По вопросам защиты прав и интересов детей можно обращаться в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО Вилегодский район» (4 – 16 – 45), отдел опеки и попечительства (4 – 14 – 63), ГБУ СОН АО «Вилегодский КЦСО» (4 – 16 – 98).

        Не следует быть равнодушными к судьбе своих и чужих детей, защитите их от насилия.

 

 

 

И. В. Бушуева

(зам. председателя территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Вилегодский район»)